anonymous_2016 (anonymous_2016) wrote,
anonymous_2016
anonymous_2016

ЭЛЕФАНТИНСКИЕ ЕВРЕИ И ПЯТИКНИЖИE

Элефантинские папирусы представляют собой коллекцию из примерно 80-ти папирусов на арамейском языке, которые были найдены в египетском Асуане у второго порога Нила и которые содержат записи еврейского военного гарнизона в Йэбе(Элефантина), охранявшего границу Египта и Эфиопии. Многие элефантинские папирусы датируются годами правления персидских царей, которым тогда принадлежал Египет.

В целом эта коллекция писем относится в 494 – 400 г. до н.э. Большинство из этих писем представляет собой юридические документы или отчёты о поставках продовольствия и тому подобного, но одно письмо (№21) содержит указ Дария II от 419 г. до н.э. евреям Элефантины, предписывающий празднование Дней Опресноков, и ещё ряд писем (№ 27, 30-34) свидетельствует о разрушении египтянами еврейского храма в Йэбе в 411 г. до н.э. и о бесплодных попытках гарнизона добиться права на восстановление храма в 410-407 гг. до н.э.
Элефантинские папирусы подтверждают то, что евреи поклонялись богу Йа’у (а также другим божествам: Анат, Бетэль, Ишум и Херем); соблюдали Дни Опресноков (и Пасху); а также принимали религиозный авторитет иудейского первосвященника в Иерусалиме, которого евреи Элефантины просили помочь с восстановлением храма в их родном городе.

И, в то же время, если мы попытаемся найти в этих папирусах упоминания о Пятикнижии или какой-либо его части, нас ждёт разочарование. Нет никаких свидетельств о том, что священники в Йэбе имели левитское происхождение. В папирусах Аарон и левиты не упоминаются вовсе. Из более чем 160 еврейских имён, которые упомянуты в папирусах, нет ни одного имени из Пятикнижия. В папирусах нет упоминаний Исхода или каких-либо иных библейских событий. Ссылки на Закон Моисея и любые другие авторитетные тексты полностью отсутствуют. Это очень странно, если учесть, что священники, присматривающие за еврейским храмом в Элефантине, должны были иметь копию иудейской Торы и следить за её исполнением, так как эта книга, согласно Документальной гипотезе, уже была создана и признавалась авторитетным писанием во времена Эзры и Неемии.

Удивительное отсутствие всяких отсылок к содержанию Пятикнижия в элефантинских папирусах представляется ещё более странным в связи с дружественными контактами евреев Элефантины со священниками в Храме Иерусалима. Письмо №21, например, содержит указание царя Дария II к Арсамесу, правителю Египта, предписать (или разрешить) евреям Элефантины соблюдать Дни Опресноков. Вместе с этим указом следует и указ авторитетного иудея Анании, чей визит в Египет упомянут в другом письме. Анания предписывает соблюдать Дни Опресноков с 14 по 22 Нисана и даёт указания на запреты в эти дни (запрещает работать и принимать квасные напитки и хлеб). Указ в целом опирается на авторитет Дария и Арсамеса, а также на авторитет Анании, но не апеллирует к письменной Торе. Дни Опресноков и Пасха упомянуты безо всяких ссылок на Исход. Получателям письма не предписывается читать Тору, а указания о праздновании не ссылаются на записанные инструкции в законах. Письмо показывает, что религиозные практики регулируются указами от иерусалимской храмовой иерархии без ссылок на авторитетные религиозные документы…

Существование Пятикнижия в конце V в. до н.э. ещё более сомнительно, если учесть, что элефантинские евреи обращаются к «Йоханану-первосвященнику и его священникам в Иерусалиме» в 408 г. до н.э. с просьбой поспособствовать разрешению на строительство храма в Элефантине. Этот храм, основанный евреями ещё до персидского завоевания Египта в 525 г. до н.э., был разграблен и разрушен местными египтянами (которые, возможно, были разъярены принесением в жертву животных, священных для египетской религии) во время восстания в 411 г. до н.э. Еврейский храм в Йэбе содержал алтари для благовоний и жертвоприношений, а также был окружён внушительной стеной с пятью воротами. Подобный храм явно нарушал законы из Второзакония. Однако, священники в Элефантине поддерживали дружеские связи со священниками из Храма в Иерусалиме и даже просили их о помощи в восстановлении своего храма. Подобная просьба не вяжется с существованием авторитетной библейской традиции, запрещающей все алтари и жертвоприношения вне Иерусалима…

Все эти свидетельства говорят о том, что в V в. до н.э. Тора в Иерусалиме ещё не имела авторитета и не приняла письменную форму, как это видно по III в. до н.э. Все устные указания священников из Иерусалима не привязаны в этот период к «Закону Моисея» и никто не приписывает эти указания и правила к имени библейского Моисея. Учитывая отрицательные свидетельства элефантинских папирусов, историческая конструкция, предполагаемая в классической Документальной гипотезе, не является правдоподобной. Документальная гипотеза не просто принимается в отсутствие археологических подтверждений, но и в противовес реальным археологическим свидетельствам.

- Russell E. Gmirkin. Berossus and Genesis, Manetho and Exodus: Hellenistic Histories and the Date of the Pentateuch.
Tags: #библеистика
Subscribe

  • АНГЕЛ И АСКЛЕПИЙ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА 5:4

    [ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был…

  • ЦИТИРОВАНИE ЕВРИПИДА В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ

    σκληρόν σοι πρός κέντρα λακτίζειν (Тяжело тебе идти против рожна) — греческая пословица, неоднократно засвидетельствованная (с незначительными…

  • (no subject)

    «Йешуа Га-Ноцри Ве-мелех Га-Йегудим». Если обратить внимание на первые буквы каждого слова, то они составляют четыре буквы Божьего имени: יהוה…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments